Абстрактный экспрессионизм
Первая мировая война не только изменила политическую карту мира и расклад сил среди мировых держав, но и кардинально трансформировала жизнь человека. Горькое разочарование в гуманизме, философских достижениях человечества, отчаяние и депрессия стали ответом на произошедшие события. Ответом на настроения общества стало появление нового художественного стиля — экспрессионизма. Он отразился в архитектуре, кинематографе, театре и, конечно, дизайне.
Художники-экспрессионисты отошли от реализма и задались целью графически показать эмоцию. Изображения не должны быть похожи на то, что видит глаз, — они передают сильные чувства и внутреннее состояние автора.
Отдельным направлением стиля стал абстрактный экспрессионизм — полный отказ художников от предметного изображения, когда эмоции передаются через яркие пятна и смешение цветов.
Экспрессионизм родился как андеграундный стиль, но сегодня его элементы можно встретить в любой дизайнерской продукции, если она не ограничена строгими корпоративными рамками.
Экспрессионизм отрицает каноны изобразительности, часто такой рисунок примитивен или схематичен. Выразительность работе передаёт выделение одной детали, например, раскрытого в крике рта человека. Пропорции тел и предметов, как правило, искажены. Шрифты часто несимметричны, они рубленые и неизящные. Экспрессионисты выделяют слова примитивным образом — пишут их жирным шрифтом, в избытке используют тени.
Шрифт Neuland, автор Рудольф Кох, 1923 год
Амедео Модильяни, «Портрет Диего Риверы», 1916 год
Интерьер «Гётеанума» — всемирного центра антропософского движения. Архитектор Рудольф Штайнер
Фото: Marco Musmeci / Wikimedia Commons