Техники и жанры изобразительного искусства

Когда мастера старого света писали свои картины, то у них даже мысли не было о том, к какому стилю их произведения отнесут исследователи-искусствоведы. А вот авторы нового времени, особенно творцы, которые работали в конце XIX, начале XX веков, очень переживали из-за классификации своих произведений. Более того, они и сами создавали новые направления. Поэтому ниже рассмотрим основные стили, на которые следует разделить все произведения:

Абстракционизм

Абстракционизм (лат. abstractus — беспредметность) — стиль в искусстве 20 века, в котором вместо изображения реальности используется система чисто формальных элементов, таких как линия, плоскость, цветовое пятно, отвлечённая конфигурация.

Авангардизм

Авангард (фр. avant-garde — передовой отряд), — обобщающее название течений в мировом искусстве, возникших на рубеже XIX и ХХ столетий. Картины, написанные в стиле авангарда, не признавали общественные ценности и отражали радикальные перемены в общепризнанной живописи.

Академизм

Академизм (от французского academisme) — направление и стиль в европейской живописи XVII-XIX веков. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой древнего античного мира и Возрождения, библейскими сюжетами, мифологическими преданиями.

Барокко

Барокко (от итал. barocco, – вычурный) — условное обобщающее название произведений живописи разных стран эпохи XVII—XVIII веков. Это один из самых многозначных терминов в истории и теории художественной культуры. Художественному стилю барокко свойственны динамика, напряжённость, контрастность форм и красок, аффектация, экспрессивность, обострённая чувственность, стремление к величию создаваемых образов, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию различных родов, видов и жанров искусства в грандиозных монументах, городских и дворцово-парковых ансамблях.

Гиперреализм

Гиперреализм (от лат. realis — вещественный) — это направление и стиль, ассоциировавшйся первоначально с творчеством европейских фото-реалистов 1970-х годов, а затем осмысленное более широко как течения в разных видах современного искусства: живописи, скульптуре и кинематографии конца XX — начала XXI века.

Жанровый

Жанровый стиль (от фр. genre) — художественное изображение сцен повседневной жизни как отображение форм жизни народа и окружающей его действительности. Такое изображение может быть реалистическим, воображаемым или романтизированным его создателем. Примерами жанровой живописи являются изображения рыночных сцен, праздников, интерьеров и уличных сцен.

Импрессионизм

Импрессионизм (от фр. impressionnisme – впечатление) — одно из крупнейших течений в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, стиль, зародившийся во Франции и затем распространившийся по всему миру. Представители импрессионизма стремились разрабатывать методы и приёмы, которые позволяли наиболее естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Основой импрессионистического метода, который можно охарактеризовать как квинтэссенцию живописи, является восприятие и изображение объектов окружающей импрессиониста действительности не автономно, а в отношениях к окружающей пространственной и световоздушной среде: рефлексах, бликах, тепло-холодных отношениях света и тени; если шире, то запечатлеть само пространство и время. В этом заключаются и сильные, и слабые стороны импрессионистического стиля.

Кубизм

Кубизм (от фр. cubisme) — модернистское направление, зародившееся в начале XX столетия во Франции. В основе стиля кубизма лежит стремление разложить изображаемый трёхмерный объект на простые элементы и собрать его на холсте в двухмерном изображении. Таким образом, художнику удаётся изобразить объект одновременно с разных сторон и подчеркнуть свойства, невидимые при классическом изображении объекта с одной стороны.

Минимализм

Минимализм в изобразительном искусстве зародился в Нью-Йорке, когда как новые, так и более старые художники перешли к геометрической абстракции. В живописи таковыми являлись Фрэнк Стелла, Кеннет Ноланд, Аль-Хельда, Эллсворт Келли, Роберт Райман и многие другие. Для стиля минимал-арта характерны очищенные от всякого символизма и метафоричности геометрические формы, повторяемость, монохромность, нейтральные поверхности, промышленные материалы и способ изготовления. Минимализм стремится передать упрощённую суть и форму предметов, отсекая вторичные образы и оболочки. Преобладает символика цвета, пятна и линий.

Модерн

Модерн (от фр. modern — новый) — это художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты — декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.

Ориентализм

В изобразительном искусстве ориентализм связан с обращением к историческим событиям, литературным сюжетам, жизни и быту народов Ближнего и Среднего Востока, а также с использованием отдельных стилистических приёмов восточного творчества. Библейские сюжеты изображаются в восточных декорациях с достоверной передачей костюмов, пейзажей, этнических типов (гравюры Гюстава Доре, картины Гюстава Моро, В. Д. Поленова и других). Особый интерес вызывали такие явления восточной жизни, как бани и гаремы, где мнимая этнография становилась предлогом для проявления эротики, также рынки, образы бедуинов и янычар, непривычные для европейского глаза мотивы.

Поп-АРТ

Поп-АРТ (от англ. popular art – популярное) — стиль в изобразительном искусстве Западной Европы и США конца 1950—1960-х годов, возникшее как реакция отрицания на абстрактный экспрессионизм. В качестве основного предмета и образа поп-арт использовал образы продуктов потребления. Фактически это направление подменило традиционное изобразительное творчество — на демонстрацию тех или иных объектов массовой культуры или вещественного мира.

Прерафаэлитизм

Прерафаэлитизм (англ. Pre-Raphaelitism) — стиль в английской живописи во второй половине XIX века, образовавшееся в начале 50-х годов с целью борьбы против условностей викторианской эпохи, академических традиций и слепого подражания классическим образцам. Название «прерафаэлиты» (англ. Pre-Raphaelites) должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть «до Рафаэля» и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Самыми видными членами прерафаэлитского движения были Данте Габриэль Россетти, Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Крейн, Джон Уильям Уотерхаус.

Примитивизм

Примитивизм — стиль, зародившийся в XIX веке, вмещавший в себя обдуманное упрощение картины, делающее её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времен. По мнению некоторых искусствоведов, понятие наивного искусства не подпадает под определение «примитивизм», так как первое означает живопись непрофессионалов, второе — стилизованную живопись профессионалов. Наиболее известные представители примитивизма: Анри Руссо, Нико Пиросмани, Екатерина Медведева

Реализм

Стиль реалистической живописи 19 века распространился почти на все жанры: портреты, пейзажи, натюрморты. Любимые тематики реалистов: картины с жанровыми сценами сельской и городской жизни рабочего класса, крестьян, сцены уличной жизни, кафе и ночных клубов. Реалисты стремились передать мгновение жизни в динамике, максимально четко, реалистично и правдоподобно подчеркивая особенности внешности действующих лиц, их переживания и чувства.

Ренессанс

Ренессанс (от фр. Renaissance — возрождаться) — даже не стиль, а одна из величайших культурно-исторических эпох, переломный этап для истории Европы между Средними веками и Новым временем, заложивший основы новой европейской культуры. Иначе его принято называть “Возрождение”, отличительной чертой которого выступают светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм и возросший интерес к античности. Особое значение в становлении Возрождения имело падение Византийского государства, и бежавшие в Европу византийцы, взявшие с собой свои библиотеки и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе, а также являвшиеся носителями античной культуры, в Византии никогда не забывавшейся. Так, под впечатлением от выступления византийского лектора, Козимо Медичи основал Академию Платона во Флоренции.

Романтизм

Романтизм (Romanticism) – это идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века – первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально стиль сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность, пришедшие на смену подражанию классическим образцам 18 века. Романтики отвергали рационализм и практицизм Просвещения как механистичный, безличностный и искусственный. Вместо этого они во главу угла ставили эмоциональность выражения, вдохновение.

Рококо

Стиль Рококо – это изображение галантных сцен из жизни аристократии. Здесь нет места жестоким реалиям, религиозным мотивам со святыми или прославлению силы и героизма. Искусствоведы величают рококо самым легкомысленным и даже вульгарным из всех существовавших когда-либо стилей. Характерным элементом стиля, давшим ему название, является рокайль – морская раковина. Это своеобразная форма завитка, напоминающего морскую раковину. Рококо ввел в моду различные безделушки, которые также украшались узорами и орнаментами, характерными для этого стиля. Тяготение к светлым тонам заметно и в живописи, и в декорировании стен, безделушек, обивке тканей на мебели. «Скальному» стилю присущи пастельные, светлые оттенки, белые, золотистые голубые сиреневые цвета.

Символизм

Символизм (фр. symbolisme — знак, примета) — течение в изобразительном искусстве, возникло в живописи Франции 1870—1880-х годов, но получило наибольшее распространение в период модерна на рубеже XIX—ХХ веков. Обособление символизма в качестве течения и стиля связывают с усилением романтического мировоззрения в кризисные, переломные эпохи развития культуры. Характерные качества символистских произведений искусства — мистика, таинственные мифологические и сакральные темы и сюжеты, намёки, иносказания, неясные, тревожные и смутные настроения, эзотерическая символика. В области формы — напряжённая ритмика, деформация, туманный и сумрачный колорит. Термин «символизм» в искусстве был введён в обращение французским поэтом Жаном Мореасом в манифесте «Le Symbolisme», опубликованном 18 сентября 1886 года в парижской газете «Фигаро» (Le Figaro).

Соцреализм

Социалистический реализм (Соцреализм) – направление изобразительного искусства, изображающее идеалы, а также подвиги социалистического общества. Стиль художественного соцреализма был широко распространён в СССР и других социалистических странах. Ныне соцреалистические полотна становятся популярны как “художественно-историческая диковинка” у коллекционеров, проживающих в западных странах. Кроме изобразительного искусства, термин “соцреализм” применим также и к советской литературе.

Суперматизм

В 1910-х годах Казимир Малевич основывает супрематизм в живописи – подвид абстракционизма, основанный на манере геометризма и четкости отображения фигур и объектов. Художники передавали реальность при помощи геометрических фигур ярких оттенков. В основе стиля были треугольники, круги, квадраты, прямые линии, которое сочетали в различные комбинации.

Сюрреализм

Отличительной особенностью стиля сюрреализма является использование парадоксальности сочетаний форм и иллюзий. В нем умело совмещается сон и реальность, настоящее и вымышленное. Сюрреалисты вдохновились идеей революции собственного сознания. И искусство выступило, по их мнению, инструментом для этого. Смесь философских учений является характерной особенностью теории сюрреализма.

Фигуративизм

Фигуративизм — это один из стилей фигуративного искусства, где основным объектом изображения выступают фигуры людей или животных. Объектами для творчества могут быть самые разные одушевленные и неодушевленные предметы: люди, дома, животные, автомобили, растения. Но для реализации своих идей автор вправе использовать все доступные средства: широкую цветовую палитру, причудливые и оригинальные формы предметов и их пропорции, сочетание контрастов, роль света и тени, перспективу и объем.

Фовизм

Фовизм (от фр. Fauvisme — дикий) — это направление во французской живописи конца XIX (зачатки) — начала XX века (официальное начало) закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1906 года. Необычные картины оставляли у зрителя ощущение энергии, яркие эмоции любви и страсти, и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. К отличительным чертам стиля фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов, интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Дополняет образ острота ритма. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.

Экспрессионизм

Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение») — стиль и одно из течений авангардного искусства. Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму. Наибольшее развитие получил в начале XX века. От импрессионизма экспрессионизм отличает яркая выразительность, эксцентричность, преувеличенная эмоциональность. В своих картинах экспрессионисты пытаются выразить не столько внешние качества, сколько внутренние переживания за счёт внешних образов. Экспрессионисты начала XX века особое внимание обращали на такие эмоциональные переживания, как страх, боль, отчаяние, тревога.

0 0 голоса
Рейтинг
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии